В последнее время в Приморском районе участились случаи мошенничества. Виды и формы его настолько разнообразны, что не все жители способны при первом контакте со злоумышленниками распознать угрозу. Часто жертвами мошенников становятся пожилые люди. Мы подготовили подборку наиболее распространенных схем, которые используют недобросовестные граждане.
Первый вид – телефонное мошенничество. При телефонном звонке на другом конце трубки мошенники представляются сотрудниками ФСБ, полиции, следователями Следственного комитета и даже коллекторами. Потенциальных жертв запугивают открытыми против них уголовными делами, якобы списанием или незапланированными переводами денег с банковских карт и счетов, оформленными на чужое имя кредитами. Злоумышленники запрашивают у своих жертв номера карт и пароли, после чего либо сами выводят денежные средства со счетов пострадавших, либо принуждают их сделать это самостоятельно.
Еще одна разновидность телефонного мошенничества – оказание помощи друзьям и родственникам, попавшим в ДТП или отдел полиции. Пострадавший в аварии или задержанный стражами порядка плачет и активно просит о помощи. При этом никак не представляется, а выстраивает разговор таким образом, чтобы потенциальная жертва сама назвала имя человека, чей голос, как ей кажется, она слышит. Часто мошенники просто обращаются к людям как мама, папа, бабушка или дедушка. После этого следует требование привезти, передать через курьера или перечислить деньги на лечение или освобождение.
Второй тип обмана – Интернет-мошенничество. Схем в киберпространстве множество. Вот только некоторые из них:
Двойники интернет-магазинов. Они предлагают товары и услуги по заниженным ценам, их стоимость может быть в 2-3 раз ниже рыночной. Жертва оплачивает покупку в полном объеме, а продавец тут же исчезает или присылает совершенно не тот товар. Сюда же относятся также фальшивые сайты. В этом случае специалисты рекомендуют внимательно проверять адресную строку в браузере, контактные данные, а также не соблазняться излишне заниженной ценой.
2. Фальшивые сайты авиакомпаний, операторов по продаже ж/д билетов, туристических агентств, благотворительности. Настороженно следует относиться к требованиям немедленного перевода денег для больных, раненых в боевых действиях, нуждающимся семьям или людям, попавшим в трудную ситуацию. Особенно если просят перевести средства на зарубежные счета, электронные кошельки или через другие, незнакомые платежные платформы. Необходимость срочно собрать деньги на лечение больного ребенка или слишком низкие цены на путевки, просьбы перевести деньги на заграничный банковский счет или электронный кошелек, — все эти моменты, которые должны насторожить потенциального клиента.
3. Атака по электронной почте. На электронные адреса потерпевших приходят сообщения о выигрыше – деньгах или дорогих подарках. Чтобы забрать свой приз жертва должна перечислить преступникам часть денег на подставной счет.
4. Взлом личных страниц в социальных сетях и рассылка от друзей сообщений с целью наживы. Злоумышленники обращаются к друзьям, знакомым и родственникам владельца страницы через почту или социальные сети с просьбой срочно перевести деньги под различными ложными предлогами.
5. Копии сервисов интернет-банкинга. Проще говоря, мошенники создают копии банковских сайтов — сайты-клоны. После этого с помощью СМС или электронного письма человека просят пройти авторизацию в личном кабинете подставной финансовой организации. Часто реальные клиенты банков не обращают внимания на особенности оформления сайтов-подделок, регистрируются в личных кабинетах, раскрывая мошенникам свои пароли и логины. Доступ к личным данным позволяет преступникам быстро вывести денежные средства со счетов обманутых граждан.
6. Предложения о выгодном заработке. Как правило, речь идет об удаленной работе, где не требуется специального образования и знаний. Такие объявления содержат обещание больших денег за минимальные усилия и время. Мошенники просят соискателей перевести сумму на оформление документов и организационные нужды. Как только человек переводит деньги, выдуманная организация пропадает.
7. Возврат денежных средств за вознаграждение. В этом случае мошенники часто создают сайты, где предлагают за вознаграждение вернуть с паевых фондов, организаций-должников денежные средства граждан. Пострадавшие переходят по ссылке, оставляют номера телефонов, по которым с ними связываются злоумышленники. Требования те же – предоставить паспортные данные, номера, пароли от банковских карт, предварительная оплата за услуги, задаток, который необходим для возвращения средств и т.д.
Третий тип мошенничества – контактное. Это все виды обмана, которые происходят при личном взаимодействии с потерпевшими. Социальные работники с предложением выплат, благотворительной помощи и услуг, по которым гражданин не обращался. Сюда же относится торговля товарами, лекарствами, медицинскими приборами с рук, внезапные проверки окон, сантехнического, газового, электрического оборудования и приборов учета сторонними организациями, не относящимися к закрепленным ЖКС, управляющим компаниям и организациям-поставщикам. Ко всем подобным визитам нужно относиться с осторожностью, проверять документы, не пускать незнакомых людей в квартиру, не вступать с ними в беседу.
Новый вид мошенничества с помощью СМС-сообщений появился в нашем городе менее месяца назад. Преступники рассылают пользователям транспондеров сообщения, в которых говорится о недостатке денежных средств для пополнения счета, предлагают пройти по ссылке и пополнить баланс. Ложные сообщения приходят с номера 7572. Важно помнить, что оператор ЗСД не отправляет СМС-сообщения с требованиями перейти на платежные ссылки. Сообщения отправляются только с номеров 3116 и 7522. Все действия возможны только после запроса самого пользователя услугами ЗСД, который хочет получить информацию о логине или пароле для приложения, о своем балансе, об ошибке автоплатежа, а также, если человек хочет получить код для активации анонимного транспондера или код для подтверждения при изменении номера телефона водителя.
С каждым годом мошенники становятся все более изобретательными, однако соблюдение простых правил поможет вам и вашим родным не попасться на их уловки. Эти правила легко запомнить:
— не сообщать свои паспортные данные незнакомым лицам по телефону;
— никому не сообщать свои логины и пароли от банковских счетов и карт. Не держать большие суммы на банковских картах;
— если незнакомый человек звонит по телефону или в квартиру, необходимо записать фамилию, имя и отчество, название компании, которую он представляет, его должность и после этого перезвонить в названную посетителем организацию;
— если человеку звонят с незнакомого номера и представляются родственником, то необходимо положить трубку (воспользоваться другим телефоном) и дозвониться до родственника по знакомому вам номеру и уточнить у него все детали ситуации;
— неожиданных приходов социальных работников не бывает. Работники госструктур и социальных организаций не станут приходить или звонить по телефону, если гражданин не оставил запрос на такую помощь.
— Пенсионный фонд России не требует перевода денег на какой-либо счет для получения социальной помощи;
— ни в коем случае не звонить по указанному в СМС номеру и не переводить деньги.
При разговоре с незнакомым человеком всегда следует быть бдительным, не делать поспешных выводов и главное — не поддаваться панике.